Управление геологическими исследованиями и недропользованием
Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в годы «перестройки», негативно влияет на развитие экономики России. При резком снижении объемов добычи это не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, ориентированной сегодня на экспорт сырья.
Гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования. При этом рост экспорта стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождался эффективным использованием валютных поступлений в промышленности.
За истёкшие годы мировые инвестиционные потоки, направляемые в минерально-сырьевой комплекс, почти миновали Россию. За этот период за рубежом только в новые горно-рудные проекты по добыче золота, меди, свинца и цинка вложено около 7 млрд. долл., в России — не более 20 млн. долл. Иначе говоря, оцениваемая в треть от мировой минерально-сырьевая база России привлекла не более 0,3% суммы мировых инвестиций.
В начале этого года председатель Счетной палаты С. В. Степашин направил письмо Председателю Правительства России, в котором отметил, что в отличие от существующей практики утверждения стратегий развития важнейших отраслей экономики страны на долгосрочный период, стратегия по формированию федерального фонда резервных месторождений углеводородного сырья не разработана. В казне Российской Федерации находится только 3,1% от общего объема запасов нефти, что является недостаточным для обеспечения энергетической безопасности страны.
При выработке решений по формированию активов казны в части углеводородов не оценивается влияние таких негативных факторов, как отсутствие отвечающей современным требованиям геолого-картографической базы по перспективным регионам, отсутствие государственного баланса воспроизводства и потребления углеводородного сырья на длительную перспективу, в том числе с учетом потребностей рынка углеводородного сырья стран АТЭС, и отсутствие современных технологий глубокой переработки углеводородного сырья.
В письме отмечалось, что по Гражданскому кодексу (статья 130) участки недр относятся к недвижимому имуществу. Следовательно, как и земельные участки, участки недр должны иметь кадастровую оценку, по которой они должны быть включены в государственную казну. Также должен вестись кадастр участков недр по аналогии с кадастром земельных участков. Кадастровая оценка позволит определить доход, который может получать государство от недропользования.
Необходимо отчетливо понимать, что оно отдает в пользование не участок недр, содержащий, допустим, 100 тонн золота, а принадлежащее ему богатство недр с определенной извлекаемой ценностью и соответствующими доходами. Поэтому недропользователь, подготавливая проект разработки месторождения, обязан обеспечить безусловное получение этих доходов, максимально используя инновационные технологии.
Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбывание добывающих мощностей после 2010 г. и катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 г., а серебра и цинка к — 2020 г.
Все вышеизложенное является результатом провала минерально-сырьевой политики правительства в области добычи минерального сырья и недропользования и крайне неудовлетворительного состояния соответствующего законодательства. Нормативно-правовые акты в сфере недропользования не обеспечили благоприятных условий ни для нормальной работы предприятий, добывающих минеральное сырье, ни для освоения открытых ранее месторождений, ни для проведения геологоразведочных работ для обеспечения прироста запасов. В частности, ликвидацию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей ошибкой правительства.
Значительный прирост запасов различных видов полезных ископаемых был обеспечен в советское время опережающими геологическими исследованиями. Сейчас в России практически исчерпан поисковый задел, являющийся единственной научной основой для последующего наращивания разведанных запасов. Таким образом, минерально-сырьевой комплекс России оказался в критическом состоянии. Нынешнее сокращение минерально-сырьевой базы — это также и следствие развала государственной геологической службы, повлёкшего за собой снижение объёмов геологоразведочных работ и объёмов финансирования.
Между тем, для России, как прежде для СССР, важную роль играет общенациональная система управления геологическими исследованиями территории страны. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых.
Тяжёлое состояние отрасли вызвано также тем, что в период перестройки произошло резкое снижение научного уровня обеспечения поиска новых месторождений, материальная база геологии оказалась подорванной, распались многие региональные геологические организации, была развалена система подготовки кадров, многие организации непродуманно переориентировали и снизился уровень профессионализма их работников.
Приватизация предприятий в геологии осуществлялась и сегодня ведется также непродуманно и в ущерб государственным интересам. По оценкам, из 650 полевых предприятий приватизировано 300, при этом многие из них были акционированы по частям и изменили профиль своей деятельности. С