6. Угольная промышленность

Стратегическими целями развития угольной промышленности являются:

  • надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки;
  • обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами;
  • повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия
  • на окружающую среду.

Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим.

В целом завершена реструктуризация угольной промышленности, обеспечившая ее трансформацию из планово-убыточной в эффективно функционирующую отрасль.

Завершается программа закрытия убыточных и неперспективных угольных предприятий, осуществляется строительство новых высокоэффективных угольных производств, что приводит к снижению издержек угольного производства, росту производительности труда и уменьшению производственного травматизма.

Прекращено дотирование угольной промышленности государством, а развитие предприятий отрасли осуществляется в основном за счет собственных средств и заемных финансовых ресурсов (около одной третьей общего объема инвестиций).

Возобновился после длительного перерыва ввод новых мощностей по добыче угля главным образом в Кузнецком бассейне.

Балансовый прирост мощностей по добыче угля в отрасли за последнее 5-летие превысил 80 млн. тонн, а мощностей по обогащению угля - 40 млн. тонн.

Возрос объем переработки угля на обогатительных фабриках с 85 млн. тонн (30 процентов) до 127 млн. тонн (40 процентов). При этом объем обогащения каменного энергетического угля увеличился в 2,7 раза.

Увеличился экспорт угля с 60,7 до 97,5 млн. тонн (в 1,6 раза).

При рассмотрении перспектив развития угольной промышленности необходимо учитывать следующие тенденции:

  • исчерпание потенциала развития действующих угольных бассейнов в европейской части страны и на Урале;
  • замедление темпов освоения новых угольных месторождений;
  • удорожание добычи и транспортировки угля.

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

  • сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь;
  • зависимость предприятий отрасли от величины экспортных доходов;
  • высокая доля затрат на транспортную составляющую в цене угольной продукции;
  • недостаточные темпы обновления основных производственных фондов, высокий уровень износа оборудования и недостаточность средств на его модернизацию;
  • низкое по отношению к мировому уровню качество угольной продукции;
  • недостаточность инвестиционных средств для реализации масштабных инфраструктурных проектов по развитию ресурсно-производственного потенциала угольной промышленности;
  • недостаточный инновационный потенциал угольной промышленности, слабое развитие российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования;
  • сохранение высокого уровня социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленного низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, а также высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием;
  • нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров.

Для достижения стратегических целей развития угольной промышленности необходимо решить следующие основные задачи:

  • завершение работ по закрытию убыточных и неперспективных угольных предприятий;
  • обеспечение устойчивого и рационального воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности;
  • рационализация структуры и территориального размещения производственных мощностей по добыче и обогащению угля, обеспечивающая эффективное использование ресурсного потенциала отрасли;
  • продолжение развития транспортной и портовой инфраструктуры для перевозки угольных грузов по экономически обоснованным тарифам, обеспечивающей диверсификацию направлений их поставки;
  • повышение эффективности процессов государственного регулирования в угольной промышленности и процессов корпоративного управления, обеспечивающих стабильность развития организаций угольной промышленности и способствующих росту их конкурентоспособности;
  • повышение эффективности добычи, обогащения и переработки угля на основе совершенствования применяемых технологий и оборудования, а также внедрения передовых организационных решений;
  • организация производства высококачественной конечной продукции (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие продукты углехимии с высокой добавленной стоимостью), комплексное использование угля и сопутствующих ресурсов, включая добычу шахтного метана;
  • интенсификация природоохранных мероприятий в отрасли;
  • обеспечение предприятий угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры.

Развитие добычи угля предусматривается в базовых бассейнах - Кузнецком и Канско-Ачинском. В средне- и долгосрочной перспективе наряду с базовыми бассейнами значительное развитие получит добыча угля на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока ( Ургальское, Элегестское, Эльгинское, Апсатское). Кроме того, при подтверждении экономической целесообразности сможет получить развитие добыча угля на Сейдинском (Республика Коми) и Сосьвинском (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) месторождениях, а также в Беринговском угольном бассейне (Чукотский автономный округ).

В целях дальнейшего развития экспортного потенциала отрасли предусматривается строительство необходимой портовой инфраструктуры (порт Восточный, Ванино, Усть-Луга, Мурманский глубоководный порт) и строительство новых портов с высокопроизводительными угольными терминалами, в том числе на побережье Черного моря, а при подтверждении экономической целесообразности - на северотихоокеанском побережье.

Намечаемое в рамках политики формирования рационального топливно-энергетического баланса увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе потребует наряду с созданием условий для эффективной межтопливной конкуренции оптимизации издержек на производство угольной продукции при одновременном совершенствовании системы налогообложения в отрасли и применении схем гибкого тарифного регулирования на перевозку угля железнодорожным транспортом.

Совершенствование системы экономического регулирования в угольной отрасли предусматривает:

  • переход к системе налогообложения на основе рентного подхода;
  • осуществление мер по рационализации налоговой нагрузки в отрасли;
  • освобождение от обложения таможенными пошлинами машин и оборудования для угольной промышленности, не имеющих российских аналогов;
  • применение механизмов частно-государственного партнерства, включая субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских финансовых институтах, для стимулирования процессов обновления основных фондов отрасли, формирования новых центров угледобычи, реализации инновационных проектов (создание чистых угольных технологий, стандартизованного угольного топлива, углехимических производств, добыча шахтного метана) и развития железнодорожной и портовой инфраструктуры;
  • совершенствование системы регулирования железнодорожных тарифов при поставке угля на внутренний и внешние рынки, в том числе в зависимости от рыночной конъюнктуры цен на уголь и стоимости морских перевозок угля;
  • развитие системы прямых и долгосрочных контрактов, предусматривающих в том числе льготное тарифообразование на осуществляемые по указанным контрактам перевозки высококачественного энергетического угля для использования на российских тепловых электростанциях;
  • введение обязательного порядка формирования ликвидационного фонда для угледобывающих организаций;
  • рациональное использование механизма установления таможенных пошлин на импортируемый уголь;
  • развитие биржевой торговли угольной продукцией.

Совершенствование институциональной структуры отрасли и процессов корпоративного управления предусматривает:

  • формирование лизинговой компании, обеспечивающей предоставление высокотехнологичного горно-шахтного, горнотранспортного и обогатительного оборудования;
  • повышение прозрачности угольного бизнеса, включая внедрение международных стандартов финансовой отчетности и упорядочение структуры вертикально интегрированных компаний;
  • развитие сервисных и вспомогательных предприятий (аутсорсинг) для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний, включая создание специализированных компаний, выполняющих комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских и внедренческих работ, в том числе в области дегазации шахт, с доведением в перспективе доли аутсорсинга в затратах на добычу 1 тонны угля до 30 - 35 процентов.

Совершенствование системы технического регулирования в отрасли предусматривает:

  • повышение нормативных требований к обеспечению безопасности и комфортных условий труда на угольных предприятиях, включая разработку новой редакции нормативных документов в области безопасности применяемого оборудования, а также средств индивидуальной защиты шахтеров и защитных систем, применяемых во взрывоопасных средах;
  • регулярный технический аудит состояния основных фондов угледобывающих предприятий;
  • разработку и внедрение технических регламентов, повышающих требования к качеству угольного топлива, включая установление стандартов качества по видам потребления угля, организацию сертификации продукции, внедрение на предприятиях международных стандартов качества.

Предусматривается последовательное приведение нормативных требований к организациям угольной отрасли в сфере охраны окружающей среды в соответствие с мировыми стандартами.

Планируется осуществление мероприятий по повышению социальной защищенности работников и качества трудовых отношений в отрасли, включая разработку социальных стандартов, создание системы обязательного страхования промышленного персонала на угледобывающих предприятиях, а также дальнейшее совершенствование информационно-аналитического обеспечения в угольной промышленности, позволяющего в том числе осуществлять регулярный комплексный мониторинг ситуации в отрасли.

На первом этапе реализации настоящей Стратегии в угольной промышленности планируются:

  • реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства угля;
  • завершение мероприятий по реструктуризации отрасли;
  • техническое перевооружение и интенсификация угольного производства;
  • увеличение объемов обогащения угля;
  • снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях;
  • дальнейшее развитие экспортного потенциала отрасли.

Второй этап реализации настоящей Стратегии в части развития угольной промышленности предусматривает формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями, оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам, снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитие системы аутсорсинга, достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка, реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.

Третий этап реализации настоящей Стратегии в части развития угольной промышленности предусматривает кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля, промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).