10. Наполнение автоцистерн СУГ

10. Наполнение автоцистерн СУГ

10.1. Общие указания

10.1.1. На площадке колонки для наполнения автоцистерн на видном месте вывешиваются:

- производственная инструкция;

- технологическая схема колонок и соединение их с резервуарами базы хранения;

- планы локализации и ликвидации аварий и план эвакуации персонала при аварии.

10.1.2. Производственные инструкции также выдаются персоналу.

10.1.3. Наполнение автоцистерн производится персоналом в присутствии водителя, который должен установить автоцистерну, закрепить ее переносными башмаками-клиньями, устанавливаемыми под колеса, и произвести другие необходимые операции.

10.1.4. Персонал, обслуживающий колонки по наполнению автоцистерн, должен знать схему расположения и назначение арматуры, как на наполнительной колонке, так и на автоцистерне.

10.1.5. При наполнении автоцистерны водитель выполняет все указания и распоряжения мастера и обслуживающего персонала.

10.2. Требования, предъявляемые к автоцистернам для перевозки СУГ

10.2.1. Автоцистерны для перевозки сжиженных газов до пуска в работу должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора России.

10.2.2. Конструкция сосуда автоцистерны должна отвечать требованиям ПБ 10-115, ПБ 12-609 и настоящего подраздела.

10.2.3. Сосуд автоцистерны должен быть окрашен в светлый цвет, иметь отличительную полосу красного цвета и выше полосы - надписи черного цвета «Пропан-бутан» и «Огнеопасно».

10.2.4. По окружности фланца для люка-лаза сосуда автоцистерны должны быть выбиты следующие надписи:

- наименование завода-изготовителя или его товарный знак;

- номер цистерны;

- дата (месяц, год) изготовления и проведения очередного освидетельствования;

- масса цистерны в порожнем состоянии без ходовой части, в т;

- объем сосуда в м3;

- величина рабочего и пробного давлений в МПа (кгс/см2);

- клеймо ОТК завода-изготовителя.

На швеллерной раме автоцистерны должна быть прикреплена металлическая табличка с выбитыми на ней паспортными данными:

- наименование завода-изготовителя или его товарный знак;

- номер цистерны;

- год изготовления;

- масса цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии в т;

- дата очередного освидетельствования;

- регистрационный номер цистерны (выбивается владельцем после регистрации в органах Госгортехнадзора России).

10.2.5. На автоцистернах для перевозки СУГ должна быть установлена следующая арматура:

- вентиль для слива и налива (окрашен в красный цвет);

- вентиль для выпуска паровой фазы СУГ из верхней части сосуда цистерны (окрашен в темно-коричневый цвет);

- предохранительный клапан;

- манометр;

- контрольный вентиль 85% наполнения;

- указатель уровня жидкости.

10.3. Требования, предъявляемые к колонкам для наполнения автоцистерн

10.3.1. Колонка должна быть оборудована:

- защитным устройством, исключающим наезд автомашин;

- комплектом башмаков-клиньев для фиксирования автомашины;

- приспособлениями для заземления автоцистерн;

- шлангами с заземляющими проводниками;

- манометрами с трехходовыми кранами;

- скоростным и обратным клапанами;

- свечой для сбрасывания остатков СУГ из соединительных рукавов в атмосферу.

10.3.2. Колонка заключается в металлический шкаф, имеющий жалюзи для вентиляции, и запирается на ключ. Ключ находится у мастера участка.

10.4. Технология налива СУГ в автоцистерны

10.4.1. Перед наполнением автоцистерны оператор производит осмотр наружных поверхностей арматуры и заглушек сосуда, проверяет наличие остаточного давления в сосуде и соответствие автоцистерны требованиям ПБ 10-115 и настоящего подраздела. Результаты осмотра с указанием заводского и регистрационного номеров автоцистерны, а также заключение о возможности ее наполнения заносятся мастером в эксплуатационный журнал. Наполнение автоцистерны должен выполнять персонал в составе не менее 2 человек.

10.4.2. Получив распоряжение мастера о наполнении автоцистерны, обслуживающий персонал должен:

- проверить фиксирование автомашины башмаками-клиньями;

- проверить исправность и надежность соединительных рукавов,

- заземлить автоцистерну;

- снять заглушки со сливных штуцеров цистерны;

- соединительные рукава жидкой фазы наполнительной колонки присоединить к штуцеру вентиля для слива и налива СУГ;

- дать сигнал персоналу насосно-компрессорного отделения на включение насоса (компрессора),

- плавно открыть вентиль жидкой фазы на колонке, чтобы не вызвать гидравлического удара;

- по вибрации рукава убедиться, что цистерна наполняется СУГ;

- периодически открывать контрольный вентиль и при появлении из него струи жидкой фазы СУГ закрыть вентиль колонки на газопроводе жидкой фазы;

- закрыть вентиль жидкой фазы на автоцистерне;

- дать сигнал персоналу насосно-компрессорного отделения на отключение насоса (компрессора);

- открыть вентиль свечи и выпустить из соединительного рукава остатки СУГ;

- отсоединить соединительный рукав от штуцера вентиля автоцистерны;

- заглушить вентиль жидкой фазы автоцистерны специальной заглушкой и опломбировать ее (пломбирование заглушки производит мастер участка слива - налива СУГ);

- проверить мыльной эмульсией или иным способом плотность закрытия и герметичность вентиля автоцистерны,

- снять заземление автоцистерны;

- установить автоцистерну на весы, произвести взвешивание и записать в журнал массу отпущенного СУГ.

10.4.3. Водитель автоцистерны должен:

- при въезде на территорию объекта СУГ соблюдать существующие на нем правила;

- перед наполнением поставить автоцистерну в фиксированное положение, сохраняя его в течение всего времени наполнения;

- выполнять указания персонала, производящего наполнение;

- не производить работы, не относящиеся к наполнению;

- при движении автоцистерны избегать резких торможений;

- включать зажигание после получения от персонала разрешения.

10.4.4. Во время наполнения автоцистерны персонал:

- следит за уровнем жидкой фазы в сосуде автоцистерны. Степень наполнения - не более 85% объема сосуда;

- следит за давлением СУГ по манометру колонки, давление СУГ не должно превышать 1,6 МПа;

- поддерживает связь с персоналом насосно-компрессорного отделения и базы хранения.

10.4.5. При переполнении сосуда автоцистерны излишек СУГ сливается в подземный резервуар для слива неиспарившихся остатков.

10.4.6. При повышении давления на колонке более 1,6 МПа оператор прекращает наполнение, перекрывает вентили на колонке, сообщает об этом мастеру и персоналу насосно-компрессорного отделения.

10.4.7. При обнаружении утечек СУГ на автоцистерне персонал прекращает наполнение, сливает СУГ из автоцистерны в подземный резервуар для слива неиспарившихся остатков или откачивает его компрессором в виде паров в резервуары базы хранения.

10.4.8. При обнаружении утечек СУГ на колонках персонал прекращает наполнение автоцистерн, перекрывает вентили на колонках и задвижки в насосно-компрессорном отделении.

10.4.9. При обнаружении утечек СУГ из соединительных рукавов или при их разрыве персонал перекрывает вентили на колонке и вентиль налива на автоцистерне.

10.4.10. Обо всех случаях утечек СУГ персонал сообщает мастеру, принимает меры к устранению повреждений и запрещает нахождение автомашин у колонок.

10.5. Техническое обслуживание наполнительных колонок

10.5.1. Эксплуатационный персонал должен ежесменно проверять правильность показаний манометров путем кратковременного отключения с помощью трехходового крана, не реже одного раза в месяц проверяет соединения арматуры и газопроводов обмыливанием или другим способом.

10.5.2. Техническое обслуживание автоцистерны для СУГ проводится на объекте СУГ в соответствии с требованиями ПБ 10-115.