7. Эксплуатация насосов и компрессоров, перекачивающих СУГ

7. Эксплуатация насосов и компрессоров, перекачивающих СУГ

7.1. Общие указания

7.1.1. В помещении насосно-компрессорного отделения или у насосов и компрессоров, установленных на открытой площадке, на видном месте вывешиваются:

- производственная инструкция;

- инструкция по технике безопасности;

- схема отключения арматуры при возможных авариях (снаружи здания и внутри);

- план локализации и ликвидации аварий;

- план эвакуации людей при аварии;

- схема обвязки компрессоров и насосов и соединение их с резервуарами базы хранения СУГ, железнодорожной эстакадой, наполнительным отделением, колонками для наполнения и слива газа из автоцистерн и заправки газобаллонных автомобилей. Кроме этого, инструкции выдаются обслуживающему персоналу.

7.1.2. При эксплуатации насосно-компрессорного оборудования осуществляются следующие производственные операции:

- слив-налив СУГ из железнодорожных цистерн;

- подача СУГ из резервуаров базы хранения на наполнение баллонов, автоцистерн и заправку газобаллонных автомобилей;

- внутрибазовые перекачки СУГ.

7.1.3. Эксплуатация насосов и компрессоров допускается при температурах окружающего воздуха, указанных в эксплуатационных документах.

7.1.4. Персонал насосно-компрессорного отделения непосредственно подчиняется мастеру участка слива-налива и выполняет его указания и распоряжения.

7.1.5. Персонал насосно-компрессорного отделения в период работы должен поддерживать связь с персоналом сливной эстакады, базы хранения СУГ и наполнительного отделения.

7.1.6. Перед пуском насосно-компрессорного оборудования с местного щита управления персоналом отдается предупредительный сигнал персоналу участка слива-налива о его пуске и только после получения ответного сигнала, подтверждающего их готовность и разрешающего пуск, включаются двигатели насосов и компрессоров.

Непосредственно перед пуском включается предупредительный сигнал для обслуживающего персонала. Запрещается работа насосов и компрессоров при неисправной или выключенной вентиляции или электроэнергии, при наличии в помещении концентрации газа, превышающей 10 % нижнего концентрационного предела взрываемости.

7.1.7. Персонал насосно-компрессорного отделения следит за герметичностью компрессоров и насосов, арматуры и газопроводов. Утечки СУГ в сальниках компрессоров, задвижек, в торцовых уплотнениях насосов и в соединениях газопроводов немедленно устраняются, для чего компрессоры и насосы должны быть остановлены.

7.1.8. После останова оборудования из-за нагрева деталей и узлов, сильных механических и гидравлических ударов, из-за внезапной сильной перегрузки, аварии и других случаев неполадок запрещается пускать оборудование без проверки состояния соответствующих узлов и деталей, подвергшихся перегрузке.

После останова компрессора или насоса запорная арматура на всасывающей и нагнетательной линиях закрывается.

7.1.9. Аварийный останов насосно-компрессорного оборудования должен быть осуществлен немедленно без разгрузки оборудования. После аварийного останова необходимо немедленно закрыть запорную арматуру на газопроводах, соединяющих оборудование с коллекторами и сбросить давление по всей системе.

7.1.10. При переключении с работающего компрессора или насоса на резервный проверяется правильность открытия соответствующих задвижек и подготовленность резервного компрессора или насоса к пуску.

7.1.11. Вывод компрессоров и насосов из рабочего режима в резерв производится согласно производственной инструкции.

7.1.12. Техническое обслуживание компрессоров и насосов осуществляется ежесменно (во время работы) персоналом отделения и ежемесячно эксплуатационно-ремонтным персоналом под руководством и при непосредственном участии мастера участка слива-налива и обслуживающего персонала.

7.1.13. Текущий ремонт насосно-компрессорного оборудования включает в себя операции технического обслуживания, а также частичную разборку оборудования с ремонтом и заменой быстроизнашивающихся частей и деталей.

7.1.14. Текущий ремонт насосов и компрессоров насосно-компрессорного отделения производится при условии строгого соблюдения правил техники безопасности: пол и фундамент должны застилаться резиновыми ковриками, всасывающие и нагнетательные газопроводы должны быть заглушены, насос или компрессор дегазирован, работы производить обмедненным инструментом. Ремонтная бригада должна быть специально проинструктирована о поведении в условиях работающего насосно-компрессорного отделения.

7.1.15. При остановах на ремонт насосно-компрессорного оборудования отключение от действующих газопроводов осуществляется путем установки заглушек в соответствии с технологической схемой, работа остальных компрессоров и насосов прекращается.

7.1.16. В случае появления неисправностей до наступления срока ремонта по графику производится внеплановый ремонт.

После ремонта и монтажа компрессор или насос обкатывается вхолостую и испытывается герметичность воздухом или инертным газом при рабочем давлении.

После устранения обнаруженных неплотностей компрессор или насос снова заполняется воздухом и оставляется под рабочим давлением на 12 ч. За этот период давление не должно снизиться более предусмотренного нормативной документацией.

7.2. Пуск и останов компрессоров

7.2.1. Перед пуском компрессора необходимо:

- проверить температуру воздуха в помещении, которая должна быть не ниже 10°С (при использовании компрессора с водяным охлаждением);

- за 15 минут до начала работы включить вентиляцию и проверить степень загазованности помещения;

- выяснить (по журналу) причины предыдущего останова компрессора, если останов произошел вследствие какой-либо неисправности, убедиться, что эта неисправность устранена;

- проверить исправность и герметичность оборудования, арматуры и газопроводов СУГ;

- проверить исправность предохранительных клапанов, а также пусковых и заземляющих устройств;

- проверить исправность манометров;

- проверить наличие и исправность ограждений;

- убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих работе;

- проверить и подтянуть фундаментные болты;

- провернуть вручную коленчатый вал;

- проверить наличие масла в картере;

- пустить воду в охлаждающую рубашку;

- убедиться, что вентили на всасывающем и нагнетательном патрубках компрессора закрыты, после чего открыть задвижки на нагнетательном и всасывающем коллекторах гребенки;

- включить электродвигатель.

7.2.2. Пуск компрессора производится согласно инструкции завода-изготовителя и производственной инструкции.

7.2.3. После включения электродвигателя компрессора необходимо:

- убедиться в правильном вращении вала;

- открыть вентиль на обводной линии (байпас);

- при достижении нормальной частоты вращения открыть вентиль на нагнетательном патрубке компрессора, быстро закрыть вентиль на байпасе и медленно открыть вентиль на всасывающем патрубке компрессора.

Запрещается эксплуатировать оборудование насосно-компрессорного отделения при выявлении несоответствия требованиям, указанным в п. 7.2.1.

7.2.4. Причинами немедленного останова компрессора могут служить:

- повышение температуры на нагнетательной линии;

- появление стука и вибрации, повышение температуры частей компрессора или электродвигателя;

- при попадании в компрессор капель СУГ;

- при снижении или превышении нормального уровня масла или понижении давления масла, повышение температуры масла;

- при срабатывании автоматической блокировки;

- при внезапном падении напора на всасывающей или нагнетательной линии более, чем на 10% или при резком повышении давления на линиях всасывания и нагнетания;

- при выходе из строя электропривода пусковой арматуры;

- при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании;

- при аварии;

- при выходе из строя элементов компрессора;

- при утечке СУГ в какой-либо части компрессора и неисправной арматуре.

7.2.5. Для останова компрессора необходимо:

- отключить электродвигатель компрессора;

- закрыть запорный вентиль на всасывающем патрубке компрессора;

- после прекращения вращения вала закрыть запорный вентиль на нагнетательном патрубке компрессора;

- прекратить подачу воды в охлаждающую рубашку;

- закрыть краны на всасывающем и нагнетательном коллекторах гребенки;

- при длительном останове компрессора слить воду из охлаждающей рубашки.

Обнаруженные недостатки устраняются.

7.3. Техническое обслуживание компрессоров

7.3.1. Ежесменно выполняются следующие работы:

- осмотр компрессоров, запорной и предохранительной арматуры газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей;

- контроль за утечками СУГ в сальниках компрессоров, арматуры, газопроводах;

- очистка компрессоров и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземления, креплений и состояния фундаментов;

- контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов, температурой охлаждающей воды. Температура воды не должна превышать 35°С во избежание быстрого образования осадка минеральных солей на стенках рубашки цилиндра компрессора. Подача охлаждающей воды в перегретый компрессор не допускается, так как это приведет к заеданию поршня и разрыву цилиндра;

- проверка исправности доступных для осмотра движущих частей;

- контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов;

- контроль за работой компрессора;

- отключение неисправных элементов технологической системы;

- проверка защиты клиновидных ремней передач для привода от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на их прочность и передачу усилий, соответствия требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности;

- проверка правильности показания манометра (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»);

- контроль по манометру за давлением и по термометру за температурой СУГ на линии всасывания и нагнетания. При резком повышении давления или при увеличении давления выше допустимого уровня компрессор должен быть остановлен. Давление СУГ в нагнетательном газопроводе не должно превышать давления конденсации паров СУГ при температуре нагнетания и быть выше 1,6 МПа;

- контроль за уровнем конденсата в отделителе жидкости и своевременный слив его в резервуар для слива неиспарившихся остатков;

- контроль за уровнем масла в картере по указателю уровня, за давлением по манометру, а также за температурой и чистотой масла;

- контроль за нормальным охлаждением подшипников, сальников, цилиндров компрессора не реже 1 раза в час. Не допускается перегрев подшипников выше 60°С;

- проверка работы сальников. Нормальная работа сальника характеризуется незначительным пропуском масла по валу (не более одной капли в течение 3 мин).

7.3.2. При выявлении неисправностей в процессе работы компрессора следует отключить его и силами персонала выполнить следующие работы:

- при повышении температуры на линии нагнетания следует осмотреть клапаны и заменить пластину; разобрать, осмотреть и настроить предохранительный клапан и заменить прокладки; спрессовать гильзы, заменить прокладки под гильзами или под всасывающим клапаном; промыть всасывающий фильтр;

- при понижении давления масла проверить маслопровод; подложить шайбу под пружину клапана; промыть фильтры.

7.3.3. Причинами повышенного нагрева частей, вибрации и появления стука в работающем компрессоре могут служить:

- недостаточная подача масла или его загрязнение;

- длительная работа через байпас;

- загрязнение водяной рубашки компрессора отложениями;

- плохо пригнанные, не приработанные подшипники или сальники;

- нарушение зеркальной поверхности цилиндров;

- разрыв пластин в нагнетательном или всасывающем клапанах;

- ослабление затяжки шатунных болтов;

- предельный износ подшипников и поршневых пальцев;

- ослабление соединения маховика компрессора с валом;

- поломка всасывающего клапана;

- ослабление буферной пружины;

- прекращение поступления смазки на трущиеся детали;

- попадание капель СУГ в компрессор.

7.3.4. В случаях появления стука его устраняет эксплуатационно-ремонтный персонал с участием обслуживающего персонала, при этом следует:

- увеличить толщину прокладки под гильзой, подтянуть гайки на корпусе всасывающего или нагнетательного клапанов и застопорить их;

- проверить высоту подъема всасывающего клапана и заменить пластину;

- заменить изношенные вкладыши нижней головки шатунов;

- проверить натяг буферных пружин и заменить ослабленные пружины;

- проверить, затянуть и застопорить шатунные болты.

7.3.5. При останове компрессора из-за попадания в него капель СУГ следует быстро закрыть задвижку на всасывающей линии и продуть ее паровой фазой СУГ, после чего произвести пуск компрессора заново. При прекращении поступления смазки на трущиеся детали следует добавить масло или прочистить фильтр и масляный насос, если они засорены.

7.3.6. При обслуживании компрессоров особое внимание уделяется их смазке и состоянию трущихся частей. Нормальный уровень масла в картере компрессора - 3/4 масломерного стекла. Избыточное давление масла в маслопроводе и давление масла в картере должно соответствовать инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

7.3.7. Для нормальной работы масляной системы необходимо регулярно прочищать масляный фильтр. Перед заливкой масла картер следует тщательно очищать от грязи.

7.3.8. Замена масла в масляной системе компрессора производится в сроки, указанные в паспорте на компрессор.

7.3.9. Смазку компрессоров можно производить только смазочными маслами, предусмотренными заводской инструкцией.

7.3.10. Смазочное масло должно храниться в специальных бачках с крышками и ручками или расфасованным в специальной таре в количестве не более суточной потребности.

7.3.11. При техническом обслуживании компрессора ежемесячно, кроме работ, проводимых при ежесменном обслуживании, проводятся следующие работы:

- осмотр охлаждающей рубашки компрессора и очистка ее от осадков или накипи (при необходимости).

Осадки и ил удаляются при помощи содового раствора (одна часть соды на три части воды). Компрессор останавливают, сливают воду, заполняют рубашку очищающим раствором и через 8-12 ч полости тщательно промывают водой. Накипь удаляют таким же образом, но для очистки берут водный раствор соляной кислоты (одна часть соляной кислоты на три части воды).

- подтяжка болтов.

7.4. Текущий и капитальный ремонты компрессоров

7.4.1. Текущий ремонт компрессора производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не позднее, чем через 5000 ч работы компрессора.

7.4.2. При текущем ремонте компрессора, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие работы:

- вскрытие крышек цилиндров, очистка цилиндров, поршней от нагара, частичная замена поршневых колец, проверка износа поршневых колец, поршней, штоков, цилиндров;

- проверка шеек коленчатого вала на конусность и эллипсность, при необходимости их проточка и шлифовка;

- проверка состояния и при необходимости шабровка подшипников нижней головки шатуна;

- проверка и при необходимости замена роликовых подшипников;

- регулировка «вредных пространств» и зазоров между сопрягаемыми частями с доведением их до размеров, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;

- ремонт маслоподачи, чистка и промывка картера, полная замена масла, перенабивка и ремонт сальников и предсальников;

- замена резиновых уплотнений и паронитовых прокладок;

- ремонт или замена запорной арматуры и предохранительных клапанов;

- проверка и ремонт всех болтовых соединений, их шплинтовка;

- ремонт или замена всасывающих и нагнетательных клапанов;

- осмотр и проверка электрооборудования.

7.4.3. Капитальный ремонт производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не реже, чем через 27000 ч работы компрессора.

7.5. Пуск и останов насосов

7.5.1. Пуск насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом перед пуском насоса необходимо:

- выполнить операции, указанные в подразделе 7.2;

- провернуть вручную ротор насоса;

- открыть вентиль на всасывающей линии насоса (вентиль на нагнетающем трубопроводе должен быть закрыт);

- залить насос жидкой фазой СУГ, открыть вентиль на байпасе;

- включить электродвигатель;

- открыть вентиль на нагнетательном газопроводе и следить за показанием манометра;

- по достижении требуемого напора на нагнетании закрыть вентиль на байпасе.

7.5.2. Немедленный останов насоса производится в следующих случаях:

- при утечке СУГ в какой-либо части насоса и неисправной запорной арматуре;

- при вибрации насоса или при характерном стуке;

- при повышении температуры торцового уплотнения или электродвигателя;

- при выходе из строя элементов насоса;

- при выходе из строя подшипников и сальниковых уплотнений;

- при выходе из строя электропривода пусковой арматуры;

- при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании;

- при аварии;

- при повышении или понижении установленного паспортом давления во всасывающем и нагнетательном газопроводах;

- при перегрузке двигателя;

- при внезапном падении напора на нагнетании более чем на 10%;

- при отклонении рабочих параметров от предельно допустимых и при несрабатывании в этом случае блокировок системы автоматизации.

7.5.3. Останов насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом для останова насоса необходимо:

- отключить электродвигатель;

- открыть задвижку на байпасе;

- закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе;

- закрыть задвижку на всасывающей линии насоса, а также все задвижки и вентили, которые были открыты во время работы насоса.

7.6. Техническое обслуживание насосов

7.6.1. Ежесменно выполняются следующие работы:

- осмотр насосов, запорной и предохранительной арматуры, газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей;

- контроль за работой насоса;

- контроль за температурой электродвигателя, подшипников и торцевого уплотнения;

- контроль за утечками СУГ в сальниках, торцевых уплотнениях насоса, арматуре, газопроводах;

- контроль по манометру за давлением на всасывающей и нагнетательной линиях;

- проверка герметичности торцевого уплотнения и фланцевых соединений с арматурой;

- контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов (стуков);

- очистка насосов и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземлений, креплений и состоянием фундаментов;

- контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов;

- отключение неисправных элементов технологической системы;

- контроль правильности показаний манометров (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»);

- контроль за защитой клиноременных передач для привода насоса от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на прочность и передачу усилий и за соответствием требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности.

7.6.2. Причинами срыва работы насоса может быть резкое падение давления на всасывающей линии насоса, вызванное:

- при большой производительности насоса, когда увеличиваются скорости движения жидкости, и в подающем к насосу трубопроводе происходит падение давления и вскипание жидкости;

- при малой производительности насоса вследствие усиленного парообразования жидкости в насосе, вызванного резким повышением температуры из-за внутренних потерь тепла.

Во избежание срыва работы насоса при большой производительности следует повышать давление на всасывающей линии созданием избыточного давления в резервуаре на 0,1-0,2 МПа выше упругости паров перекачиваемого газа путем нагнетания паров компрессором. При этом давление в резервуаре не должно превышать расчетное давление.

7.6.3. Срыв работы насоса при их малой производительности предотвращается частичным открытием задвижки на байпасе.

7.6.4. В процессе работы насоса следует отключать его при обнаружении вышеуказанных неисправностей и силами персонала выполнить следующие работы:

- при отказе запуска электродвигателя в работу следует заменить предохранители, устранить неисправности в кабеле и его соединениях;

- при отсутствии всасывания насоса следует остановить насос и залить его жидкой фазой СУГ полностью, при необходимости, приоткрыть вентиль на сбросном трубопроводе;

- проверить состояние фильтра на всасывании, очистить или заменить его, увеличить давление СУГ в расходном резервуаре;

- при недостаточном напоре следует прикрыть задвижку на нагнетательной или обводной линии;

- при нарушении уплотнений и утечке СУГ следует отрегулировать давление на входе в насос, заменить торцовое уплотнение и резиновые кольца;

- при появлении вибрации и отдельных стуков следует проверить работу насоса, произвести подтяжку креплений агрегатов и трубопровода, устранить механические повреждения.

7.6.5. Техническое обслуживание насоса производится ремонтно-эксплуатационным персоналом:

- через 300 часов - осмотр, очистка от грязи, добавка смазки;

- через 2000 часов - осмотр и замена при необходимости колец торцового уплотнения, добавка смазки, осмотр и промывка фильтра.

7.7. Текущий и капитальный ремонты насосов

7.7.1. Текущий и капитальный ремонт насоса должен производиться регулярно в сроки, предусмотренные графиками ремонтов, но не реже: текущий ремонт - через 3500 часов, капитальный - через 6500 часов работы насоса.

7.7.2. При текущем ремонте насоса, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие:

- осмотр и проверка электрооборудования;

- извлечение ротора и осмотр внутренних поверхностей корпуса;

- ремонт или частичная замена дисков;

- шлифовка шеек вала, его правка (при необходимости);

- замена уплотнительных колец;

- балансировка ротора (при необходимости);

- замена прокладок;

- ремонт, перенабивка и замена сальниковых уплотнений;

- замена подшипников (при необходимости);

- ремонт и замена запорной арматуры и предохранительных клапанов;

- ремонт и замена болтовых соединений и их шплинтовка.