Бесхозные трубопроводы

Тормоза для газификации регионов

Один из немногих «долгоиграющих» проектов федерального масштаба в нашей стране, реализацию которого можно оценить как успешную, – это газификация российских регионов. Наладившееся сотрудничество региональных властей и «Газпрома» дает наглядные результаты – последние семь лет уровень газификации в стране ежегодно растет более чем на 1%, достигнув 64% (70% – города, 46% – сельская местность). В то же время надо отметить, что газификация порождает не только новых потребителей голубого топлива, но и новые проблемы, которые тесно переплетаются с не совсем забытыми старыми. В первую очередь это касается вопросов управления старыми и недавно построенными газовыми сетями, причем возникающие здесь трудности имеют не только юридический, но и социальный аспект – неизвестно кем и как эксплуатируемый газопровод является потенциальным источником аварии.

Брошенные трубы

Заброшенные трубопроводы – типичное состояние не только для газовиков. Фото РИА-НовостиИзвестно, что в рамках разграничения полномочий по программам газификации «Газпром» строит межпоселковые сети, а региональные и местные власти – внутрипоселковые, они же квартальные. В отношении первой категории все достаточно ясно – построенные «Газпромом» газопроводы им же и эксплуатируются в лице газораспределительных организаций (ГРО), управляющихся компанией «Газпром газораспределение». С газопроводами, построенными на средства администраций и населения регионов, ситуация гораздо сложнее. Распространенными стали случаи, когда подрядные организации, нанятые для строительства сетей, хорошо заработав на выполнении этих работ, теряют интерес к построенному ими объекту сразу после ввода его в эксплуатацию. В итоге эти газопроводы, оказываясь на балансе структур, не имеющих статуса ГРО и соответственно без установленного тарифа ФСТ, являются фактически брошенными.

Таким образом, в региональных системах газораспределения появляются узкие места, по которым транзит газа осуществляется с нарушениями промышленной безопасности. Речь не идет о каких-то маленьких участках – только в Московской области протяженность таких сетей, по некоторым оценкам, составляет около 7 тыс. км. Из 17 же тыс. км квартальных газопроводов, введенных после 2005 года, когда развернулась масштабная программа газификации, лишь в отношении 3 тыс. км можно достоверно сказать, что они переданы на баланс ГРО.

Надо отметить, что описанная ситуация является составной частью глобальной проблемы управления, эксплуатации и реконструкции распределительных сетей. Статистика здесь красноречива – все российские ГРО вместе взятые имеют на своем балансе менее половины из имеющихся в стране распределительных газопроводов. Муниципальным органам власти принадлежит 10,9%, субъектам Федерации – 18,4%. Еще более 22% – это сети, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

При этом если сети муниципалов и региональных властей в основном сдаются в аренду или передаются на техническое обслуживание соответствующим газораспределительным организациям, то в отношении частных газопроводов ситуация запутана до предела. Зачастую сложно сказать, кто их обслуживает и обслуживает ли вообще. Более того, имеется немало сетей, у которых собственник просто отсутствует (так называемые бесхозяйные сети).

Аварий все больше

Этот вопрос носит далеко не узкоправовой характер, а касается непосредственно потребителей газа, поскольку имеет прямое отношение к надежности и безопасности газоснабжения. Ненадлежащая эксплуатация газовых сетей является одной из главных причин роста аварийности. За последние шесть лет количество ЧП на распределительных газопроводах выросло в два раза (из них со смертельным исходом в полтора раза).

Второй, не менее важной причиной роста аварийности является тот факт, что управленческая чересполосица напрямую имеет отношение к вопросам инвестиций в газовое хозяйство. У региональных и местных администраций, а также прочих собственников газораспределительных сетей, которые не имеют статуса ГРО («мнимые» ГРО), отсутствуют либо возможности, либо желание вкладывать средства в реконструкцию этих активов. Тогда как в тарифы на транспортировку природного газа включены затраты на реновацию только собственного имущества. Соответственно газораспределительные организации не имеют стимулов за счет собственных средств осуществлять работы капитального характера (реконструкции, капитальные ремонты) на «чужих» газопроводах. Это – ответственность собственника. Такая ситуация становится системным препятствием модернизации всей сети, поскольку зачастую ГРО не удается реконструировать даже принадлежащие им газопроводы, поскольку не удается договориться о комплексном ремонте с другими собственниками.

Между тем газораспределительная система стареет. Особое беспокойство вызывают стальные подземные газопроводы, построенные в советский период. Нормативный срок их эксплуатации – 40 лет, и с каждым годом «старых» газопроводов становится все больше. Проблема дополнительно усугубляется появлением новых, также фактически бесхозяйных, сетей, то есть управляемых «мнимыми» ГРО. В итоге сейчас, по некоторым оценкам, более 10 млн. российских абонентов (квартир и домовладений) получают газ по сетям, в отношении которых отсутствует четкая информация о порядке их владения и обслуживания.

Большинство специалистов склоняются к двум вариантом решения данной проблемы. Первый – разработка региональными властями программ реконструкции находящихся на их балансе сетей, которые бы коррелировались с аналогичными программами ГРО. К этому необходима выработка правовых механизмов, побуждающих и частных собственников распределительных газопроводов к участию в данных программах. Второй вариант – консолидация всех сетей (после проведения инвентаризации) на балансе ГРО, которые взяли бы на себя обязательства по их модернизации. Безусловно, второй вариант более оптимальный, хотя также требующий тщательной юридической проработки.

Николай Вальтерович Хренков
заместитель директора Института национальной энергетики

Независимая газета

Все новости по теме: Оборудование и технологии

13 февраля 2013 г.