10. Наполнение автоцистерн СУГ
10. Наполнение автоцистерн СУГ
10.1. Общие указания
10.1.1. На площадке колонки для наполнения автоцистерн на видном месте вывешиваются:
- производственная инструкция;
- технологическая схема колонок и соединение их с резервуарами базы хранения;
- планы локализации и ликвидации аварий и план эвакуации персонала при аварии.
10.1.2. Производственные инструкции также выдаются персоналу.
10.1.3. Наполнение автоцистерн производится персоналом в присутствии водителя, который должен установить автоцистерну, закрепить ее переносными башмаками-клиньями, устанавливаемыми под колеса, и произвести другие необходимые операции.
10.1.4. Персонал, обслуживающий колонки по наполнению автоцистерн, должен знать схему расположения и назначение арматуры, как на наполнительной колонке, так и на автоцистерне.
10.1.5. При наполнении автоцистерны водитель выполняет все указания и распоряжения мастера и обслуживающего персонала.
10.2. Требования, предъявляемые к автоцистернам для перевозки СУГ
10.2.1. Автоцистерны для перевозки сжиженных газов до пуска в работу должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора России.
10.2.2. Конструкция сосуда автоцистерны должна отвечать требованиям ПБ 10-115, ПБ 12-609 и настоящего подраздела.
10.2.3. Сосуд автоцистерны должен быть окрашен в светлый цвет, иметь отличительную полосу красного цвета и выше полосы - надписи черного цвета «Пропан-бутан» и «Огнеопасно».
10.2.4. По окружности фланца для люка-лаза сосуда автоцистерны должны быть выбиты следующие надписи:
- наименование завода-изготовителя или его товарный знак;
- номер цистерны;
- дата (месяц, год) изготовления и проведения очередного освидетельствования;
- масса цистерны в порожнем состоянии без ходовой части, в т;
- объем сосуда в м3;
- величина рабочего и пробного давлений в МПа (кгс/см2);
- клеймо ОТК завода-изготовителя.
На швеллерной раме автоцистерны должна быть прикреплена металлическая табличка с выбитыми на ней паспортными данными:
- наименование завода-изготовителя или его товарный знак;
- номер цистерны;
- год изготовления;
- масса цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии в т;
- дата очередного освидетельствования;
- регистрационный номер цистерны (выбивается владельцем после регистрации в органах Госгортехнадзора России).
10.2.5. На автоцистернах для перевозки СУГ должна быть установлена следующая арматура:
- вентиль для слива и налива (окрашен в красный цвет);
- вентиль для выпуска паровой фазы СУГ из верхней части сосуда цистерны (окрашен в темно-коричневый цвет);
- предохранительный клапан;
- манометр;
- контрольный вентиль 85% наполнения;
- указатель уровня жидкости.
10.3. Требования, предъявляемые к колонкам для наполнения автоцистерн
10.3.1. Колонка должна быть оборудована:
- защитным устройством, исключающим наезд автомашин;
- комплектом башмаков-клиньев для фиксирования автомашины;
- приспособлениями для заземления автоцистерн;
- шлангами с заземляющими проводниками;
- манометрами с трехходовыми кранами;
- скоростным и обратным клапанами;
- свечой для сбрасывания остатков СУГ из соединительных рукавов в атмосферу.
10.3.2. Колонка заключается в металлический шкаф, имеющий жалюзи для вентиляции, и запирается на ключ. Ключ находится у мастера участка.
10.4. Технология налива СУГ в автоцистерны
10.4.1. Перед наполнением автоцистерны оператор производит осмотр наружных поверхностей арматуры и заглушек сосуда, проверяет наличие остаточного давления в сосуде и соответствие автоцистерны требованиям ПБ 10-115 и настоящего подраздела. Результаты осмотра с указанием заводского и регистрационного номеров автоцистерны, а также заключение о возможности ее наполнения заносятся мастером в эксплуатационный журнал. Наполнение автоцистерны должен выполнять персонал в составе не менее 2 человек.
10.4.2. Получив распоряжение мастера о наполнении автоцистерны, обслуживающий персонал должен:
- проверить фиксирование автомашины башмаками-клиньями;
- проверить исправность и надежность соединительных рукавов,
- заземлить автоцистерну;
- снять заглушки со сливных штуцеров цистерны;
- соединительные рукава жидкой фазы наполнительной колонки присоединить к штуцеру вентиля для слива и налива СУГ;
- дать сигнал персоналу насосно-компрессорного отделения на включение насоса (компрессора),
- плавно открыть вентиль жидкой фазы на колонке, чтобы не вызвать гидравлического удара;
- по вибрации рукава убедиться, что цистерна наполняется СУГ;
- периодически открывать контрольный вентиль и при появлении из него струи жидкой фазы СУГ закрыть вентиль колонки на газопроводе жидкой фазы;
- закрыть вентиль жидкой фазы на автоцистерне;
- дать сигнал персоналу насосно-компрессорного отделения на отключение насоса (компрессора);
- открыть вентиль свечи и выпустить из соединительного рукава остатки СУГ;
- отсоединить соединительный рукав от штуцера вентиля автоцистерны;
- заглушить вентиль жидкой фазы автоцистерны специальной заглушкой и опломбировать ее (пломбирование заглушки производит мастер участка слива - налива СУГ);
- проверить мыльной эмульсией или иным способом плотность закрытия и герметичность вентиля автоцистерны,
- снять заземление автоцистерны;
- установить автоцистерну на весы, произвести взвешивание и записать в журнал массу отпущенного СУГ.
10.4.3. Водитель автоцистерны должен:
- при въезде на территорию объекта СУГ соблюдать существующие на нем правила;
- перед наполнением поставить автоцистерну в фиксированное положение, сохраняя его в течение всего времени наполнения;
- выполнять указания персонала, производящего наполнение;
- не производить работы, не относящиеся к наполнению;
- при движении автоцистерны избегать резких торможений;
- включать зажигание после получения от персонала разрешения.
10.4.4. Во время наполнения автоцистерны персонал:
- следит за уровнем жидкой фазы в сосуде автоцистерны. Степень наполнения - не более 85% объема сосуда;
- следит за давлением СУГ по манометру колонки, давление СУГ не должно превышать 1,6 МПа;
- поддерживает связь с персоналом насосно-компрессорного отделения и базы хранения.
10.4.5. При переполнении сосуда автоцистерны излишек СУГ сливается в подземный резервуар для слива неиспарившихся остатков.
10.4.6. При повышении давления на колонке более 1,6 МПа оператор прекращает наполнение, перекрывает вентили на колонке, сообщает об этом мастеру и персоналу насосно-компрессорного отделения.
10.4.7. При обнаружении утечек СУГ на автоцистерне персонал прекращает наполнение, сливает СУГ из автоцистерны в подземный резервуар для слива неиспарившихся остатков или откачивает его компрессором в виде паров в резервуары базы хранения.
10.4.8. При обнаружении утечек СУГ на колонках персонал прекращает наполнение автоцистерн, перекрывает вентили на колонках и задвижки в насосно-компрессорном отделении.
10.4.9. При обнаружении утечек СУГ из соединительных рукавов или при их разрыве персонал перекрывает вентили на колонке и вентиль налива на автоцистерне.
10.4.10. Обо всех случаях утечек СУГ персонал сообщает мастеру, принимает меры к устранению повреждений и запрещает нахождение автомашин у колонок.
10.5. Техническое обслуживание наполнительных колонок
10.5.1. Эксплуатационный персонал должен ежесменно проверять правильность показаний манометров путем кратковременного отключения с помощью трехходового крана, не реже одного раза в месяц проверяет соединения арматуры и газопроводов обмыливанием или другим способом.
10.5.2. Техническое обслуживание автоцистерны для СУГ проводится на объекте СУГ в соответствии с требованиями ПБ 10-115.