6. Слив СУГ из железнодорожных цистерн через сливную эстакаду
6. Слив СУГ из железнодорожных цистерн через сливную эстакаду
6.1. Общие указания
6.1.1. На сливной эстакаде на видном месте вывешиваются:
- производственная инструкция по сливу СУГ из железнодорожных цистерн (далее - цистерн);
- технологическая схема газопроводов;
- планы локализации и ликвидации аварий и эвакуации людей при аварии.
Кроме этого, инструкции выдаются обслуживающему персоналу.
6.1.2. Прибывшие на объект цистерны с СУГ должны быть немедленно приняты, осмотрены и подготовлены к сливу.
6.1.3. Слив СУГ осуществляется в дневное время.
6.1.4. Допускается в порядке исключения производить слив СУГ из железнодорожных цистерн в вечернее и ночное время при соблюдении дополнительных мер безопасности.
6.1.5. После поступления на объект цистерн обслуживающий персонал записывает в эксплуатационный журнал время прибытия, номера, а также обнаруженные неисправности.
6.1.6. Установка цистерн у сливной эстакады, перемещение цистерн за пределы территории объекта и маневровые работы в железнодорожном тупике производятся под наблюдением: в рабочее время мастера, в нерабочее время - дежурного персонала.
6.1.7. Подготовка к сливу СУГ выполняется персоналом базы хранения СУГ и насосно-компрессорного отделения под руководством мастера. Персонал насосно-компрессорного отделения выполняет необходимые операции, не покидая своего рабочего места.
6.1.8 В период слива СУГ из цистерн должна быть обеспечена связь между персоналом, выполняющим операции по сливу на эстакаде, и персоналом, обслуживающим насосно-компрессорное отделение и резервуары базы хранения СУГ.
6.1.9. Слив СУГ из цистерн является газоопасной работой и должен выполняться бригадой в составе не менее трех человек.
6.1.10. Персонал, обслуживающий оборудование и коммуникации по сливу, наблюдает за герметичностью всех соединений, соединительных рукавов, газопроводов, резервуаров и цистерн.
6.1.11. В период слива обеспечивается непрерывное наблюдение за давлением и уровнем СУГ в цистернах и резервуарах базы хранения.
6.2. Требования, предъявляемые к железнодорожным цистернам
6.2.1. Цистерны, предназначенные для перевозки СУГ, должны быть специальной конструкции и изготовлены в соответствии с требованиями ПБ 10-115.
6.2.2. Внешние отличительные признаки цистерн для перевозки СУГ: цистерна окрашена в светло-серый цвет, вдоль боковой оси цистерны нанесена красная полоса с надписью «Пропан», «Огнеопасно».
6.2.3. На раме цистерны должна быть приварена металлическая табличка со следующими надписями:
- товарный знак или наименование завода-изготовителя;
- номер цистерны по списку завода-изготовителя;
- год изготовления и дата освидетельствования;
- масса цистерны в т;
- величина рабочего и пробного давления в МПа (кгс/см2);
- регистрационный номер;
- срок следующего освидетельствования.
6.2.4. Цистерна должна иметь следующую арматуру:
- два угловых вентиля для слива и налива жидкой фазы СУГ (окрашены в коричневый цвет с желтыми поперечными полосами);
- один угловой вентиль для паровой фазы СУГ (окрашен в коричневый цвет);
- сигнальный вентиль для контроля уровня заполнения цистерны (окрашен в красный цвет);
- вентиль контроля максимального наполнения (окрашен в зеленый цвет);
- вентиль контроля опорожнения цистерны;
- вентиль для слива воды;
- сбросной предохранительный клапан;
- скоростные клапаны;
- узел для крепления манометра.
6.2.5. Вся арматура, кроме узла для крепления манометра, должна быть расположена на крышке люка, закрыта защитным колпаком, который при отправке цистерны пломбируется отправителем, а при возвращении ее - потребителем СУГ.
Каждый вентиль цистерны, предназначенный для слива и налива СУГ, должен иметь заглушку, а сливной - пломбу поставщика.
6.2.6. В отгрузочных документах на цистерны должны быть указаны:
- наименование отправителя;
- дата отгрузки;
- номер цистерны;
- масса налитого в цистерну СУГ;
- температура, при которой производился налив СУГ в цистерну;
- процентное содержание компонентов в смеси;
- плотность СУГ.
6.2.7. СУГ, прибывший в цистерне, должен соответствовать ГОСТу, что проверяется по записи в отгрузочных документах.
6.3. Технология слива СУГ из железнодорожных цистерн
6.3.1. При приемке цистерн следует:
- прекратить все огневые работы на расстоянии ближе 100 м от сливной эстакады;
- установить цистерны у соответствующих стояков эстакады с помощью башмаков, устанавливаемых на рельсовых путях (деревянных или из другого неискрящего материала);
- удалить тепловоз с территории на расстояние не менее 20 м от ее границы;
- проверить соответствие цистерны и количество ее содержимого по железнодорожной накладной и паспорту поставщика СУГ,
- проверить наличие пломб на колпаке горловины цистерны, предохранительном клапане и сливном вентиле;
- проверить корпус цистерны на отсутствие повреждений и исправность арматуры (после снятия пломбы и открытия предохранительного колпака внешним осмотром и кратковременным открытием вентилей при закрытых пробках-заглушках). При обнаружении течи, наличии повреждений и неисправностей цистерну немедленно освободить от СУГ, составить акт и вернуть цистерну заводу-поставщику;
- проверить наличие и уровень СУГ в цистерне (по контрольным вентилям);
- убедиться в отсутствии в цистерне воды (по вентилю для слива воды).
При обнаружении в цистерне воды - слить ее и составить акт.
При обнаружении несоответствия массы СУГ по накладной завода-изготовителя сообщается об этом руководству объекта для принятия решения.
6.3.2. Мастер дает устные распоряжения персоналу сливной эстакады и насосно-компрессорного отделения на выполнение операций по подготовке к сливу СУГ из цистерн.
6.3.3. До начала слива операторы сливной эстакады должны выполнить следующие подготовительные работы:
- заземлить цистерны и соединительные рукава;
- выставить на дорожных путях знаки, запрещающие проезд и подъезд к цистернам.
6.3.4. После выполнения вышеуказанных мероприятий мастер отдает распоряжение персоналу произвести слив СУГ из цистерны. При этом следует выполнить следующие работы:
- снять пробки-заглушки с угловых вентилей, предназначенных для слива жидкой фазы СУГ, и с углового вентиля паровой фазы СУГ;
- присоединить соединительные рукава для приема жидкой фазы СУГ к газопроводам эстакады и соответствующим угловым вентилям жидкой фазы СУГ;
- присоединить соединительный рукав паровой фазы СУГ эстакады к угловому вентилю паровой фазы СУГ;
- открыть необходимые задвижки на коллекторах паровой и жидкой фаз СУГ сливной эстакады;
- открыть необходимые задвижки паровой и жидкой фаз СУГ на стояках эстакады;
- открыть необходимые задвижки на коллекторах паровой и жидкой фаз СУГ базы хранения;
- открыть задвижки на наполнительном газопроводе жидкой фазы СУГ и газопроводе паровой фазы СУГ резервуара базы хранения, в который осуществляется слив СУГ (далее - резервуар базы хранения);
- медленно открыть вентили жидкой фазы СУГ на крышке люка цистерны, а затем вентиль паровой фазы СУГ.
6.3.5. По распоряжению мастера персонал насосно-компрессорного отделения выполняет следующие работы:
- открывает необходимые задвижки;
- включает в работу компрессор;
- работой компрессора создает и поддерживает до полного слива СУГ перепад давления 0,2-0,25 МПа между цистерной и наполняемым резервуаром;
- следит за работой компрессоров, показаниями манометров на всасывающем и нагнетательном коллекторах гребенки и за условными сигналами.
6.3.6. В период слива персонал:
- следит по указателю уровня и с помощью периодического открывания контрольных вентилей за уровнем СУГ в наполняемом резервуаре. Максимальная степень заполнения СУГ не должна превышать 85% объема резервуара;
- наблюдает за давлением СУГ в цистерне и в резервуаре базы хранения;
- следит за окончанием слива по контрольному вентилю на крышке люка цистерны;
- поддерживает постоянную связь персонала друг с другом;
- своевременно производит необходимые переключения на эстакаде, в базе хранения, в насосно-компрессорном отделении.
6.3.7. После окончания слива СУГ из цистерны (устанавливается по прекращению появления жидкой фазы СУГ из контрольного вентиля) персонал сливной эстакады и базы хранения:
- дает сигнал в насосно-компрессорное отделение для остановки компрессоров;
- закрывает угловые и контрольные вентили жидкой фазы СУГ;
- закрывает вентили на стояке жидкой фазы СУГ эстакады;
- закрывает задвижку на наполнительном газопроводе жидкой фазы СУГ резервуара базы хранения;
- дает условный сигнал в насосно-компрессорное отделение на включение компрессора для откачки паровой фазы СУГ из цистерны;
- откачивает паровую фазу СУГ из цистерны до давления 0,05 МПа;
- после откачки паровой фазы СУГ из цистерны дает условный сигнал в насосно-компрессорное отделение для остановки компрессоров;
- закрывает соответствующие вентили паровой фазы СУГ на цистерне, на стояках эстакады и на резервуаре базы хранения;
- выпускает через свечу паровую фазу СУГ, оставшуюся в соединительных рукавах;
- отсоединяет соединительные рукава от штуцеров угловых вентилей цистерн;
- заглушает пробками угловые вентили и проверяет их герметичность мыльной эмульсией или другим способом;
- отсоединяет заземление цистерны;
- надевает защитный колпак и опломбирует его;
- сдает цистерну по накладной и получает у товарного кассира железнодорожной станции квитанцию об отправке цистерны к месту приписки.
6.3.8. Аварийные остановки при сливе СУГ из цистерны возможны:
- при срыве или разрыве соединительных рукавов;
- при обнаружении неплотности газопроводов, арматуры и т. д.;
- при поступлении на объект цистерн, при сливе из которых обнаруживается течь и т.д.
6.3.9. В случае аварийной ситуации, вызванной дефектами цистерны, газопроводов, рукавов, следует принять следующие срочные меры:
- немедленно перекрыть вентили на цистерне и коммуникациях сливных устройств;
- остановить компрессор и перекрыть всю запорную арматуру на гребенке;
- немедленно сообщить об аварийной ситуации руководству объекта;
- принять необходимые меры к ликвидации обнаруженного повреждения.
6.4. Техническое обслуживание соединительных рукавов
6.4.1. Для проведения сливных операций разрешается применение соединительных рукавов, изготовленных по стандартам и техническим условиям, если технические характеристики этих рукавов обеспечивают их безопасную эксплуатацию при сливе-наливе СУГ с PN до 1,6 МПа.
Соединительные рукава должны иметь на концах металлические наконечники (штуцера) для присоединения к цистерне и газопроводам. При применении резинотканевых рукавов в месте контакта резины с металлом на боковой поверхности штуцеров должны быть кольцевые выступы, препятствующие соскальзыванию рукава со штуцера.
6.4.2. Перед началом эксплуатации и каждые три месяца соединительные рукава подвергаются осмотру и гидравлическому испытанию давлением в соответствии с требованиями стандартов.
6.4.3. После окончания гарантийного срока эксплуатации соединительных рукавов, предусмотренного стандартами и техническими условиями на них, они подвергаются осмотру и гидравлическим испытаниям один раз в месяц.
6.4.4. Под испытательным давлением соединительные рукава должны находиться не менее одной минуты, после чего давление постепенно снижается до рабочего и производится их осмотр. Рукава признаются выдержавшими испытание, если у них не будут обнаружены течи и потения, а также падение давления в период испытаний. В случае обнаружения неисправностей рукава подлежат замене.
6.4.5. В случае удовлетворительных результатов гидравлических испытаний на рукава должна быть нанесена соответствующая надпись с указанием следующего срока испытаний. Каждому рукаву должен быть присвоен инвентарный номер. Результаты испытаний записываются в эксплуатационный журнал.
6.4.6. Перед каждым сливом из цистерны проводится наружный осмотр рукавов. Рукава с повреждениями подлежат замене. Не допускается применять рукава, имеющие глубокие трещины, переломы, выбоины и другие повреждения поверхности.
6.4.7. Устройства для присоединения рукавов к угловым вентилям должны обеспечивать сохранность резьбы штуцеров сливо-наливных вентилей.
Не допускается эксплуатация рукавов с устройствами присоединения, имеющими механические повреждения и износ резьбы.
6.4.8. Проверка герметичности резьбовых, фланцевых и сальниковых соединений газопроводов, арматуры и КИП сливо-наливной эстакады производится не реже одного раза в месяц с занесением результатов проверки в эксплуатационный журнал.